«Методы и приёмы визуализации информации на уроках истории в условиях новых подходов к усвоению знаний»
Заседание методического объединения учителей истории, обществоведения и искусства состоялось накануне осенних каникул. По словам руководителя методического объединения Н.В. Шнипко, повестка собрания определена исходя из необходимости поддержать и закрепить интерес учащейся молодёжи к предметам гуманитарного цикла посредством более широкого и системного внедрения в процесс обучения методов визуального усвоения материала.
Опытом применения подобных средств поделились учителя методического объединения. Так например, С.В. Блажей в презентационной форме рассказал о применении программ сегмента ИКТ на уроках истории. К ним учитель отнёс такие приложения как «Mind-ap» для создания гексагональных конструкций на уроках истории, google-сервисы применяемые с целью наиболее полного и подробного раскрытия картографических знаний, умений и навыков, а также схематические элементы урока. Кроме того учитель продемонстрировал и классические формы усвоения знаний (мел, доска, иллюстративный дидактический материал) при помощи визуального отображения информации.
Заместитель директора по учебной работе, учитель истории и обществоведения М.А. Булай продемонстрировала свои методы применения визуальной учебной информации. Как отметила М.А. Булай, средства визуализации достаточно позитивно воспринимаются учащимися когда речь идёт о наиболее сложном для восприятия учебном материале, наполненном многочисленным количеством фактов. В качестве примера визуальных элементов занятий М.А. Булай привела специальные карточки по различным направлениям исторических знаний (экономика, социальная и политическая сферы).
Эвристический метод обучения истории с визуализацией информации представил Н.А. Макареев. В своём выступлении учитель раскрыл суть эвристических методов обучения истории. Она заключается не в передаче заранее известных и готовых ответов и знаний с последующей их трансляцией для учителя в качестве подготовленного домашнего задания, а в создании условий с целью получить от учащихся свой собственный образовательный продукт на основе имеющегося учебного материала. При этом, как подчеркнул учитель, роль визуализации может быть повсеместной, на любом этапе урока (ребусы, таблицы, ассоциативные карты, кроссенсы, комиксы, тайм-лайны и т.п.)