Единый урок: "Ола — сестра Хатыни или память, застывшая в камне"
Традиционно учащиеся 11 А класса совместно со сверстниками принимают участие в каждом значимом общешкольном занятии. Не исключением стал и единый урок, посвященный трагическим событиям периода Великой Отечественной войны деревни Ола Светлогорского района Гомельской области. Об алгоритме урока в материале.
Началось занятие с музыкального реквиема памяти по погибшим от рук нацистских карателей жителей деревни Ола и беженцев из ближайших деревень в количестве 1758 человек, включая около 900 детей. Ребята комментировали значение слов музыкального произведения, оценивали насколько точно и логично переданы ужасы страдания погибших жителей.
Следующий этап занятия заключался в актуализации остаточных знаний о событиях оккупации территории Беларуси немецко-фашистскими захватчиками. Речь шла о характере карательных актов нацистов и их приспешников из числа белорусских предателей, новом политическом порядке и режиме установленном на территории Беларуси. В качестве кульминации этой части урока прослушали документальный ролик, с обзором статистики и сюжетных данных, которые связаны с официальными причинами уничтожения деревни Ола вместе с жителями.
В рамках заключительной части занятия ребята рисовали символы памяти, о боли белорусской земли, которая пронизана большим количеством деревень и поселков с трагической судьбой в годы Великой Отечественной войны.
Минута молчания и наказ предков беречь мир подвели итог занятия.
Справка: Об этой белорусской деревне почти никто не знает, о ней мало писали в учебниках по истории, не снимали фильмы, а очевидцев уже не осталось… Ранним утром 14 января 1944 года каратели убили 1758 человек, из них 950 детей. В известной Хатыни было уничтожено 149 человек.
С приходом гитлеровцев в 1941 году численность деревни возросла. Здесь от оккупантов прятались жители соседних населенных пунктов, приходя порой целыми семьями.
В январе 1944 года в этом месте проходила линия фронта. На мосту через реку Ола, давшей название селу, был убит немецкий солдат. Местные жители знали о круговой поруке оккупантов: за каждого убитого солдата вермахта казнили мирных жителей. Поэтому сельчане спешно покинули свои дома, опасаясь возмездия. В тот день фашисты никаких действий не предприняли, и люди ночью вернулись в свои дома, а на рассвете село окружили. Эсэсовцы начали карательную операцию. Стреляли из автоматов по окнам домов, людей, выбегавших на улицу, расстреливали в упор. Тех, кто остался, согнали в сарай и подожгли. Некоторых взрослых и детей травили собаками. Чудом спаслось лишь восемь жителей.
Из воспоминаний очевидцев. Женщина подошла к немецкому командиру и через переводчика попросила не о спасении, а разрешения сгореть в родной избе. Гитлеровцев просьба позабавила, и они дали добро. Один из нелюдей облил несчастную бензином, и она, не спеша и не оглядываясь направилась к горящей хате…